15:50 

Шерлок - попытка психоанализа

Боже, мой Боже, ласковый мой Боже, научи меня летать, если ты все можешь
Ну вот как, как они смогли превратить смешное шоу про дружбу, талант, человечность, с не очень плохим детективным сюжетом и довольно приятным монтажом в наркотический психопатический бред? Зачем? В чем пойнт?
Они просто взяли все плюсики, какие были в первых двух сезонах (ну ладно, будем честны, хорошее было не в двух, а в полутора сезонах, ну или даже, если судить строго, то только в паре серий, но было же!), и похерили их ради чего?
Мы не получили ни реалистического объяснения характеров семейки Холмсов, ни собственно развития этих характеров, потому что галюциногенный многочасовой затянутый ангстовый трип - это не развитие, это нечто случайное.

Кстати, у меня тут только что идеальный всё-объясняющий психоаналитический концепт возник.
Если рассматривать главных персонажей сериала не как отдельные личности, а как части личности Шерлока, то выходит прекрасный и стройный сценарий. Тогда весь сюжет сериала - это пригрезившееся детективу путешествие внутрь себя, некая визуализаця его психических процессов и состояний.
История начинается, когда интеллект-Шерлок встречает эмпатию-Джона - это возникновение союза Шерлок-Джон, из которого в итоге должна вырасти полноценная и развитая личность. Они встречаются и начинается долгое путешествие к себе.
С этой точки зрения сестра и брат символизируют скрытые от сознания Шерлока части его собственного эго (контролирующий родитель и внутренний ребенок), а Мориарти - символ психической болезни (не случайно его создает и натравливает именно раненный и эмоционально изолированный внутренний ребенок - Эурус, как способ самозащиты и возможность достучаться, предупредить Шерлока об опасности, сказать ему, что надо срочно что-то менять на уровне всей личности, потому что иначе - безумие, тотальный психоз, уничтожение).
Ватсоны олицетворяют собой различные социальные надстройки и социальные умения личности: в первых сезонах Джон символизирует способность к эмпатии и открытости, мораль, чувство долга. Это собственно та социализация, которая должна была с Шерлоком произойти в детско-подростковом возрасте, но по каким-то причинам так и не случилась. В первых сезонах мы видим Шерлока трехлетним ребенком (я! Я! Мне! Дай! Я хочу!), импульсивным, непосредственным, непоседливым - он во все играет (Игра как ключевое понятие сериала) и в том числе в жизнь, у него нет представления о своем я и о месте в обществе. В результате достаточно долгого общения с Ватсоном и борьбы с болезнью-Мориарти Шерлок проходит первый подростковый внутренний кризис становления личности - "умирает" и "воскресает" - и после "воскресения" сталкивается с новыми внутренними реалиями - формирующимся образом идеального я (Мэри Ватсон) и с чувством неудовлетворенности собой (Джон Ватсон третьего-четвертого сезонов, который в первое время после воссоединения постоянно напоминает детктиву о его социальной неадекватности и дает Шерлоку пока еще относительно целебные пинки.
Мэри Ватсон - очень подвижный символ, это от серии к серии преобразующееся (и преобразующее) идеальное я Шерлока. Сперва Шерлок принимает ее ради воссоединения с Джоном (свадьба). Но Мэри оказывается нереальной, иррациональной я-концепцией - она черезчур самоуверенна, скрытна, асоциальна, ее способ решения проблем - замалчиванеие, тайное убийство, избегание, а ее формирующее "хирургическое воздействие" на реальное-я (на Шерлока) разрушительно и чуть не приводит к его гибели. В результате жестокого внутреннего конфликта Мэри как ложное идальное-я оказывается уничтоженной, а Шерлок погружается в пучину хаоса. Ватсон - представляющий собой уже разрушительнео чувство вины - неистовствует. Но в этом аду в душе Шерлока возникает новое конструктивное и правильное идеальное-я (призрак Мэри), которое помогает ему и Ватсону выстроить линию взаимодействия и успешно пройти все испытания. Шерлок и Ватсон (вместе представляющие - взрослого) разрешают конфликт эго-состояний с контролирующим родителем Майкрофтом и заброшеным ребенком Эурус (которой для выхода из конфликта нужна любовь и забота взрослого - Шерлока), и угроза психической болезни (образ Мориарти) полностью исчезает.
Ну и в финале наши красавцы заново обустраивают свое внутреннее пространство на Бейкер-стрит и радостно скачут навстречу будущему под советы жизнеспособной я-концепции Мэри.
Потрепанные, побитые, многому наученные, но тем не менее живые и со светлыми перспективами впереди.

Ну скажите же, красиво?! И можно даже поразмышлять, что могут символизировать сюжетные линии второстепенных персонажей: Ирен Адлер - либидо, мисс Хадсон - отношения с матерью (не случайно именно она помогает Шерлоку во время обыска спрятать телефон Ирен, т.е сохранить его либидо), Грег Лестрейд - отношения с отцом (вечный конфликт и неуважение подростка Шерлока, хотя Грег помогает Холмсу состояться профессионально) и т. д.

Вот в такой интерпретации сериальчик еще имеет смысл. Он становится красив и логичен. Он прекрасен, я вам это как начинающий любитель психоанализа скажу.
Я-то собиралась ведь написать всего пару строчек про слив, ангст и унылое говно, но теперь, поразмысли пару часов, вижу, что это и не детектив был вовсе, не сюжетная история - в сюжете чем дальше, тем больше дыры размером с колесо, ляпы, нестыковки - а история становления личности. Одной-единственной личности. Потому он и называется просто "Шерлок", что в нем всё и все до последнего персонажа - это Шерлок или о Шерлоке,
о его личности, субличностях, состояниях, внутреннем росте и конечной победе.

Ччерт, а хорошо я его так разложила на составляющие, как вам этот вариант пейринга все-со-всеми и все-одно? Интересно, в сети еще много подобных интерпретаций? А то вдруг я одна такая умная. Может, стоит покопаться в словарях, да накатать на английском заметочку?
И да, рассматривая сериал с этой точки зрения, писать какие-то фанфикшны об отношениях между персонажами уже совсем ни к чему, это получается как я сам с собой и еще с собой и против себя же... А вот анализ интересен.

Но - боже мой! - каким же запущенным невротиком должен быть сценарист, как его, Маффин-Маппет, чтобы такого наворотить )))))))) Очевидно он многолетний клиент психотерапевтов, которые и имплантировали в его голову эту идею (под гипнозом, не иначе).

А может, это мне самой уже пора на психотерапию, раз такое кажется ))))

В любом случае, прекрасно, что сериал оказался очень интересным постфактум, хотя в процессе просмотра мне очень много не понравилось. Возможно, кстати, что любовь и нелюбовь зрителей к тем или иным сезонам, персонажам и сюжетным линиям объясняется просто их текущим состоянием психики. Для себя же я еще пересмотрю парочку стопроцентно торкающих серий - встречу с Ватсоном и с Ирэн Адлер. Хе-хе, кто бы сомневался, что мне сейчас именно любви и дружбы катастрофически не хватает.

В общем, кто смотрел - поделитесь мнением, очень интересно, а кто не смотрел - посмотрите, как знать, может, найдете для себя что-то любопытное.

@темы: I am sherlocked

URL
Комментарии
2017-04-12 в 18:21 

ferrum_glu
То, что нас не убивает - убивает НЕ НАС
Согласна полностью. Очень ращочаровпла последняя серия.

2017-04-12 в 19:55 

Боже, мой Боже, ласковый мой Боже, научи меня летать, если ты все можешь
ferrum_glu, ну да, главные герои к последнему сезону превратились просто в ходячие концепции (а все главзлодеи - такими концепциями и были), а начиналось очень живо, почти все персонажи казались настоящими и вызывали много симпатии.

URL
2017-04-12 в 21:07 

ferrum_glu
То, что нас не убивает - убивает НЕ НАС
SLioness, сначала была версия классического Холмса. Очень неплохая. Потом стала версия версии классического Холмса. А под конец выдалось пародия на версию версии версии. Жесткое AU.

2017-04-12 в 21:08 

ferrum_glu
То, что нас не убивает - убивает НЕ НАС
Последняя серия - это вообще АУ-шный фанфик на всего Шерлока с Мери Сью в главной роли.

2017-04-12 в 21:57 

Боже, мой Боже, ласковый мой Боже, научи меня летать, если ты все можешь
ferrum_glu, с фансервисом точно перебор, все эти гей-англичане, клубы фанатов Шерлока, преследующие журналистки, кепки и прочее ((( Хотя, может, им рейтинги нужны были повыше на первых сезонах-то - но уж так откровенно прогибаться под аудиторию стыдно.

URL
     

Нестабильное колдовство

главная